Конспект занятия. Изготовление пасхальной композиции

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие,социально- коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно эстетическое развитие.

Цель: Знакомство детей к христианской культурой через игры, стихи, пословицы, загадки.

Задачи:

Познакомить детей с приметами и обычаями Вербного Воскресенья и Пасхи.

Развивать умение составлять пасхальные композиции своими руками.

Воспитывать интерес к прошлому своего народа, любовь к народным традициям.

Материал: звукозапись с пением птиц, вербочки, готовые композиции, светящийся заяц, муляжи яичек, пластилин, досточки, тряпочки для рук, корзиночки из картона.

Предварительная работа:  беседы о семейных традициях,заучивание стихов, загадок, рассматривание выставки.

Оргмомент:

Дети входят в группу под грамзапись с пением птиц.

-Слышите, дети, жаворонки поют.

Жаворонки пташки малые

Пташки малые, голосистые.

Летят по воле, несут весну в подоле.

Ребенок:

-Жаворонки, жаворонки!

Летите из-за моря,

Несите здоровья.

Кому-крошку, кому-ложку,

А мне целую лепешку.

Все вместе:

-Жаворонки, жаворонки!

Летите из-за моря

Принесите вы нам весну красную

Весну красную, тепло летичко.

( Раздается стук в дверь, воспитатель вносит корзинку)

Воспитатель:

-Дети, вы так хорошо закликали весну, что она принесла вам корзинку с сюрпризами.

-Послушайте загадку и вы отгадаете, что лежит в корзинке.

-Белые овечки бегают по свечке (верба)

Правильно, это верба. Скоро начинаются пасхальные праздники. Первый праздник перед пасхой это «Вербное воскресение».

- Почему его так называют (ответы детей).

Верба самая первая оживает весной. Почки вербы пушистые, как зайчики. В старину существовало поверье, что верба обладает магическими свойствами. Она предохраняет людей от злых духов, охраняет скот и посевы от бедствий. Поверье возникло от того, что верба первой оживает после зимней спячки природы. Раскрывшиеся почки-не что иное, как бутоны ее цветков. Расцветшее дерево - символ весны и распускания природы. На вербное воскресение люди с вербочками идут в церковь, чтобы осветить ее, а затем принести домой. Считается, что если освещенную вербу положить в еду животным, то они выздоравливают. Так же с древних времен на Руси существовало поверье, что если ребенка слегка похлестать освещенными ивовыми ветками, то ребенок станет спокойным, приобретет уважение к родителям и любовь к дому.

-Давайте и мы с вами используем целебные свойства этого дерева.

Подвижная игра «Стань как вербочка» (дети встают в круг)

«Верба - верба, верба хлест

Верба хлест - бьет до слез.

Верба синя - бьет не сильно,

Верба красна - бьет напрасно.

Не я бью - верба бьет».

-Какими вы теперь будете, после того, как веточки коснулись вас? (ответы детей)

-А кто расскажет стихотворение о вербе «Вербочки» А. Блок ?

Ребенок:

«Мальчики и девочки,

Свечки и вербочки.

Принесли домой.

Огонечки теплятся,

Прохожие крестятся, и пахнет весной.

Ветерок удаленький,

Дождик, дождик маленький

Не задуй огня.

В воскресенье вербное

Завтра встану первым я

Для святого дня».

Воспитатель

-Издавна на Руси известна пословица:

«Кто первым встает, тому бог подает».

-Почему так говорят (ответы детей).

-А какие пословицы и приметы знаете вы, которые относятся к вербному воскресенью?

Дети:

-Если хорошо цветет верба, то пашня будет удачной.

-Где вода, там и верба, а где верба, там вода.

-На вербное воскресенье  морозы-хлеба будут хорошие.

-Верба распутицу ведет, гонит с реки последний лед.

Еще люди верили: если съесть вербные почки, то это предохранит от болезни.

Воспитатель:

Веселись сегодня, друг!

Хороводы – шире круг.

В двери ты весну впускай,

Ну а с нею – Первомай!

Подвижная игра «Займи место».

Одного из участников игры выбирают водящим. Ему дают в руки веточку вербы. Остальные играющие, образуя круг, ходят взявшись за руки. Водящий идет за кругом в противоположную сторону и говорит:

-  С вербой, с вербой

Иду за тобой,

Коснусь вербой,

Беги за мной. Хоп!

Сказав "Хоп!”, водящий слегка ударяет веточкой по спине одного из игроков, круг останавливается, а тот, кого ударили, устремляется со своего места  по кругу навстречу водящему. Обежавший круг раньше занимает свободное место, а отставший становится водящим.

Воспитатель:

-Ребята, после вербного воскресенья настает самый важный праздник для всех христиан?

-Кто знает, что это за праздник (ответы детей).

-Продолжите пословицу:

-На пасху небо ясное и солнце играет, к чему это?

- К хорошему урожаю и красному лету? (ответы детей).

- А если дождь и пасмурно в этот день?  (ответы детей).

-А кто знает стихотворение о пасхе?

Ребенок:

Из страны далекой ласточки летят,

Весело щебечут, людям говорят:

"Люди, пробудитесь! К вам весна идет,

А с весной - и Пасха радость вам несет.

-Да, следующий праздник после вербного воскресенья-это самый важный день - праздник пасха. К этому дню готовятся заранее. Наводят в доме порядок, стряпают куличи, пасхи, красят яйца, дарят подарки.

-А кто знает, зачем красят яйца на пасху? (ответы детей).

На Руси существовало поверье, что освещенные в церкви яйца обладают силой: облегчают болезни, тушат пожары.

-Мы сегодня с вами тоже будем готовиться к пасхе. Я научу вас изготавливать подарки из подручных вещей, чтобы подарить их на великий праздник своим близким. А делать мы будем пасхальные композиции. Давайте сначала рассмотрим, как и из чего можно сделать подарки на пасху? ( Рассматривание выставки готовых работ или слайды)

Воспитатель предлагаю пройти к столам:

Посмотрите и назовите, что мы будем использовать для изготовления своего подарка. Показываю свою композицию и предлагаю рассмотреть, как и из чего она состоит?

Пальчиковая гимнастика:

- Курочка прыг на крыльцо

И снесла себе яйцо .

Катают яйца по ладошке и тыльной стороне кисти руки.

( Ладонь располагается горизонтально, большой и указательный пальцы образуют глаз. Следующие пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом положении).

Самостаятельная работа детей (под музыкальное сопровождение).

Физминутка:

-Давай присядем столько раз,

Сколько вербочек у нас.

Сколько вербочек у нас,

Столько мы подпрыгнем раз.

Анализ детских работ:

-Вам нравятся ваша композиция? Кому вы ее подарите?

-В моей композиции есть светящее яйцо в виде зайца . Мы встанем в круг, похожий на весеннее солнышко и  будем передавать его друг другу, говоря при этом добрые пожелания друг другу:

-Любите друг друга!

-Будьте здоровы! и т. д.

Итог занятия:

- О каких праздниках мы сегодня говорили?

-Какое дерево обладает магической силой?

-Что мы сегодня изготавливали?

-Понравилось ли вам занятие?

-Почему?

Рефлексия занятия:

-Что понравилось больше?

-Что не понравилось?

-Почему?

-Что не получалось?

-Что бы вы еще хотели бы узнать?

-На следующей неделе я познакомлю вас с праздником « Красная горка» и научу пасхальным играм с яйцами.

Составитель занятия : воспитатель Ткачева Н.В.