«Использование метода проектов в работе с дошкольниками»

«Использование метода проектов в работе с дошкольниками»

 

 « Сами дети любят искать, сами находить. В этом их сила.

Они всегда чувствуют  себя колумбами,

не устают удивляться многочисленным чудесам живой жизни.

Может быть, самое трудное – научить их понимать других людей,

не всегда похожих на тебя, познавать глубину каждого.

 Детям, как растениям, нужно гораздо больше свободы,

возможность познать себя».

А. Эйнштейн

 

Современное общество предъявляет большие требования к таким качествам личности, как креативность, способность к поиску знаний, к саморазвитию.

        Теоретические и практические исследования отечественных педагогов Л. С. Киселёвой, Т. А. Данилиной, показывают,  что проектные методы помогают:

- развивать творческие способности дошкольников;

- делают их активными участниками учебного и воспитательного процессов.

       Проектную деятельность дошкольников можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.  Свободу и возможность познать себя, на наш взгляд, предоставляет проектная деятельность, позволяющая ребенку не ощущать «давления» взрослых.

      Особенность метода проекта заключается в том, что в проекте принимают участие дети, родители, педагоги. Совместный сбор материалов    по теме занятия, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс что, естественно сказывается на результатах.

      Технология проектирования делает дошкольников активными участниками учебного и воспитательного процессов, становится инструментом саморазвития детей, ведь опыт самостоятельной деятельности, полученной ребёнком в дошкольном возрасте, развивает в нём уверенность в своих силах, создает привычку самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющиеся условия.

               Решая различные познавательно- практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, критически мыслить.

      Переживаемые при этом положительные эмоции,  удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых- порождают у ребёнка уверенность в своих силах, побуждает к новому поиску знаний. Накапливая творческий опыт, дети при поддержке взрослых могут стать авторами исследовательских, творческих, игровых, практико-ориентированных проектов.

        Коллективные переживания сближают детей друг с другом, и взрослыми, способствуют улучшению микроклимата в группе. Можно отметить, что те педагоги,  которые активно используют проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников,  организованная по ней, жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребёнка.

       В проектной деятельности ребёнок сталкивается с необходимостью проявлять свою самостоятельность, особенно когда необходимо:

- заявить свои цели, озвучить представления о себе, отсеять свою позицию в дискуссии с партнёрами (детьми и взрослыми).

- открыто и чётко сказать о своих трудностях, найти их причины, в том числе и себе.

- согласовать цели с другими, не отступать при этом от собственных установок и уметь находить компромисс.

   

Характер участия ребёнка в проектирование постоянно меняется.

      Так, в  младшем дошкольном возрасте он преимущественно наблюдает за деятельностью взрослых, в среднем - эпизодически участвует и осваивает роль партнера, в старшем – переходит к сотрудничеству. Соучастие в деятельности – это общение на равных, где взрослому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

        А если ребёнок не приобретает положительного опыта творческой деятельности, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему недоступно. А ведь именно через творческие способности человек может наиболее полно раскрыться как личность. 

                                                                                                                                                                                                                                                Акилина Л.В.