Консультация для родителей «Задержка психического развития»

Не секрет, что на многих родителей такая аббревиатура, как ЗПР, наводит страх, они изо всех сил сопротивляются таким диагнозам, упорно доказывая, что с их ребенком все в порядке, а ведь вовремя поставленный диагноз это залог успеха. Давайте попробуем разобраться с понятием задержка психического развития.

Задержка психического развития — это замедление темпа развития психики ребенка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности.

Это пограничное состояние между нормой и патологией (например, умственная отсталость). Но в отличие от патологии это процесс обратимый, правда, при наличии специально -организованного коррекционного обучения, возможно медикаментозной помощи.

Поэтому родителям не стоит впадать в панику, а нужно понять, что ЗПР это не приговор на всю жизнь, что развитие их ребенка идет в своем темпе, несколько замедленным по сравнению со среднестатистической нормой и ребенку для преодоления такой задержки нужна помощь специалистов и индивидуальный подход к обучению.

Как правило, диагноз ЗПР ставится специалистами ближе к школьному возрасту, к 5-6 годам, когда становятся очевидными проблемы ребенка в обучении. Диагностирование ЗПР в более раннем периоде жизни ребенка затруднено.

Признаки ЗПР

Итак, что же должно настораживать родителей для вовремя поставленного диагноза:

В первые годы жизни у ребенка наблюдается отставание в формировании двигательных и общепсихических функций, т. е. задержка психомоторного созревания: ребенок позже своих сверстников начал садиться, ползать, ходить, более позднее появление гуления, лепета, первых слов). Возможны тики, гиперкинезы.

После 3х лет:

высокая утомляемость, истощаемость всех психических процессов (ребенок быстро устает);

слабая мелкая моторика (ребенку тяжело рисовать, собирать мозаику);

двигательная неловкость, недостаточная координация, следовательно несформированность навыков самообслуживания (ребенок с трудом одевается, умывается);

эмоционально-волевая незрелость (волевое усилие затруднено, частая смена настроения, аффективные вспышки, сниженная контактность со сверстниками);

речь замедленна, множественные нарушения звукопроизношения и грамматического строя речи, трудности построения связного текста;

внимание поверхностное, концентрация затруднена (ребенок легко отвлекается от того, чем занят);

память снижена, запоминание мозаичное, в основном наглядно-образное;

трудности с соотнесением, прогнозированием, деланием выводов.

нарушения игровой деятельности (трудно соблюдать правила игры, однообразный, стереотипный сюжет игры).

Эти признаки могут заметить внимательные к своему ребенку родители и подтвердить или опровергнуть на комиссии специалисты.

При вовремя организованной коррекции, к началу средней школы у ребенка есть шанс догнать в психическом развитии своих сверстников – и это не может не радовать.

Рекомендации родителям:

Избегать гиперопеки, когда за ребенка делают все, включая и то, что без особого труда смог бы сделать он сам, считая его маленьким. Именно в простых видах деятельностях, элементарных навыках самообслуживания и самоконтроля развиваются такие важные качества, как уверенность в себе, чувство ответственности, самостоятельность. Конечно, контроль необходим, но его необходимо организовывать не «над», а «рядом».

Не завышать требования. Перегрузка, особенно интеллектуальная, влечет за собой не только снижение работоспособности, заторможенность в понимании ситуации, но и может проявиться как агрессия, срывы в поведении, резкие перепады настроения. Завышенные требования родителей приводят к кому, что, берясь за непосильное для себя дело, ребенок не может его выполнить, начинает нервничать, теряет веру в свои силы.

Развивайте навыки постепенно, начиная с самых простых - тех, которыми малыш уже обладает, и заканчивая сложными. Рисование, лепка, аппликация - все эти занятия помогают развивать координацию, концентрацию, внимание.

Помогать познавать ребенку и понимать окружающий мир с помощью общения: интересные и увлекательные рассказы взрослых, а затем можно задать вопросы о том, что нового узнал ребенок. Познавательная активность, стремление к умственному труду должны формироваться на легком, доступном и интересном для ребенка материале.

Физическое развитие. Физические упражнения улучшают обмен веществ, кровообращение, дыхание, тонизируют деятельность центрального и периферического отделов нервной системы, положительно влияют на состояние костно-мышечного аппарата.

Все это содействует улучшению общего состояния организма ребенка, повышению его умственной и физической работоспособности, поднятию компенсаторных возможностей центральной нервной системы. Такая активизация деятельности всего организма и, в первую очередь, центральной нервной системы является важным условием успешного обучения и преодоления недостатков детей с ЗПР.

источник:https://www.maam.ru/detskijsad/broshyura-dlja-roditelei-zaderzhka-psihicheskogo-razvitija.html