голосование

оцените наш сайт
 

НОРМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ: КОГДА ДОЛЖЕН РЕБЕНОК ЗАГОВОРИТЬ, И ПОЧЕМУ НАДО БЕСПОКОИТЬСЯ ЕЩЕ В 2 ГОДА

С самого момента рождения на младенца обрушивается огромное количество информации. Воспринимать эту информацию можно по-разному: у нас есть слух, обоняние, вкус, осязание и зрение. В течение жизни мы учимся определять, какой из способов восприятия будет наиболее эффективен в рамках поставленной задачи. Поначалу ребенок учится только воспринимать информацию, но со временем он начинает пытаться и сам выразить свои чувства и эмоции, а лучше всего это делать, научившись разговаривать. Он начинает развивать свои речевые навыки, которые помогут ему найти друзей, научиться читать, а впоследствии — успешно осваивать школьную программу.

Развитие речевого аппарата и усвоение языка тесно связано с развитием слухового восприятия.  После рождения младенец некоторое время привыкает к голосам, которые он слышал, находясь в утробе матери: слуховые центры мозга только развиваются, а знакомые могут звучать несколько иначе. Со временем ребенок начинает искать источник звука, а после — пытается имитировать эти звуки.

Первые 3 года жизни являются наиболее интенсивным периодом, в который ребенок приобретает речевые и языковые навыки. Эти навыки лучше всего развиваются в том случае, если окружающий мир малыша богат звуками, зрительными контактами и постоянным знакомством с речью и языком других людей. Дети различаются по уровню развития языковых навыков, тем не менее все они в большей или меньшей степени следуют естественному «графику» освоения речи. Если малыш не достигает одного или нескольких из этих этапов, необходимо обратиться к специалистам и врачам. Не стоит забывать и тот факт, что иногда задержка может быть вызвана потерей слуха, в то время как в других случаях это может быть связано с нарушением развития речевого аппарата. Развитие речи и изучение языка ребенком можно поощрить. Если у родителей и опекунов возникают какие-то вопросы или сомнения, можно обратиться к логопеду за консультацией.

Через 2–4 месяца после рождения ребенок учится реагировать на некоторые тона голоса: например, может начать плакать, если при нем повысят голос, или засмеяться. Примерно к 6 месяцам ребенок уже начинает имитировать некоторые звуки, смотрит на лицо собеседника, а также издает определенные звуки, возвещающие о том, что он голоден, устал или в чем-то нуждается. Именно плач он будет использовать как основное средство общения в первые месяцы жизни, но вскоре начнет постепенно расширять диапазон звуков: первыми в речи появятся простые гласные — «ааа», «ооо», затем — добавятся и согласные.

К 9 месяцам ребенок уже реагирует на свое имя, телефонные звонки, стуки в дверь, может понимать простые слова (например, «нет», «нельзя», «да»), может играть в игры со взрослыми и постоянно лопочет и повторяет нечто похожее на «баба», то есть складывает их в простые слоги, иногда — слова. К 12 месяцам уже учится использовать жесты в общении (машет рукой, говоря «пока» или «привет», привлекает внимание жестами). К концу первого года жизни у ребенка есть свой небольшой словарный запас. Ребенок может объединять звуки в более длинные последовательности, вполне возможно, что ему понравится повторять определенные звуки снова и снова. Он понимает названия предметов, действий, имена взрослых, может выполнять поручения («найди», «принеси», «отнеси», «положи»), легко подражает новым словам и произносит до 10 облегченных слов.

На втором году жизни ребенок учится не только прослушивать новые слова, но и больше старается понимать их. Очень часто на этом этапе он может понимать даже больше слов, чем может воспроизвести. В самом начале второго года он может понимать отдельные короткие предложения вроде «где папа?». Ребенку интересно слушать, как называют части тела, например, глаза или живот, а затем указывать на них. Вероятно, каждую неделю он будет учить новые слова.

К 15 месяцам малыш способен строить небольшие предложения во время какой-то активности («машина би-би», «собака гав-гав»). К 18 месяцам — может находить по слову среди нескольких внешне сходных предметов два одинаковых по значению, но разных по цвету и величине, учит названия предметов. К 2 годам — уже пользуется двух-трехсловными предложениями, употребляет прилагательные, местоимения при общении со взрослыми, понимает короткие рассказы. Благодаря этому ребенок учится лучше понимать картинки, короткие рассказы в картинках.

                                                                        Источник: http://www.takzdorovo.ru/

                                                                                    Подготовили:  Е.Г.Горева

                                                                                                      С.Ю,Ланьшина