голосование

оцените наш сайт
 

Возрастные изменения у детей 3-4 лет

Возраст 3-4 года еще не взрослый, но уже не малыш. Как правильно вести себя с ребенком  в этом возрасте? Хвалить или наказывать?

Правильно наказывайте ребенка

Годы бегут так быстро. Сейчас вы перебираете крошечные распашонки и не верите, что когда-то у вас был такой малюсенький ребенок. Теперь же ему 3-4 года, и это уже не малыш. Он говорит, ходит, у него есть друзья в детском садике и на площадке.

Каждый день он исследует мир, себя, задает вопросы. Сейчас проявляются некоторые возрастные особенности. Например, ему все хочется  все делать самому. Чаще всего это только добавляет вам работы, хотя он отчаянно хочет быть самостоятельным. Сам кушать, завязывать шнурки, выбирать одежду и организовывать игры.

Теперь вы должны четко выработать систему запретов и похвалы. Хоть он и может «все сам», но родители пока что должны контролировать его бурную деятельность. Поощряйте малыша к самостоятельности — так он убедится, что все делает правильно. Конечно, это еще не все особенности детей 3-4 лет, так что родителям нужно быть готовыми к большим переменам. Особенно к вопросам о том, как утроен наш мир.

Еще не взрослый, но уже не малыш

Дети растут, меняются и преподносят вам сюрпризы. Кто-то раньше, кто-то чуть позже, но все они ужасно хотят скорее стать взрослыми. Задача родителей — помочь, но не спешить. Конечно же, в 4 годика он еще полностью зависит от вас. Поощряйте его, учитывая возрастные особенности.

Дети в 3 года

Малыш очень активный, но ему все еще нужно отдыхать днем хотя бы 2-2,5 часа.  Он переходит на новый уровень отношений с родителями, ведь теперь активизировалась речь. Игры становятся разнообразнее и эмоциональнее. Девочки чаще выбирают игру в «семью» с куклами, игрушками или другими детьми.

Мальчиков в 3 годика тоже может заинтересовать игра в куклы, имитация общения. Сейчас девочки и мальчики свободно общаются и участвуют в общих играх – еще нет деления по признаку «не буду играть с девчонками».

Детишки начинают активно осваивать язык и речь, так что вам необходимо разучивать с ними стишки, короткие песенки. Слова запоминаются быстро. В этом возрасте можно выявить дефекты речи, если они есть.

Одна из особенностей возраста — плохая концентрация внимания. Необходимо часто менять игры или занятия, чтобы ребенку не было скучно.

Ребенок в 3 года еще не может заниматься одним видом деятельности более 10-15 минут. Сейчас создается первое представление о мире — все быстро запоминается, и ребенку необходимо как можно больше новой информации.

Из-за высокой активности он сильно устает. Под вечер может стать плаксивым, раздражительным или даже проявлять агрессию. Важно, чтобы родители соблюдали режим сна. Лучше всего укладывать спать малыша между 21 и 22 часами.

Дети в 4 года

В 4 года продолжается активное развитие речи и сферы эмоций. Ваш малыш может серьезно рассказывать о влюбленности в девочку или мальчика в детском садике.

Сейчас им очень важно делать все, как взрослые. Они пробуют разные отношения: дружба, обида, детская влюбленность (не волнуйтесь, мамы и папы, это быстро проходит).

Сейчас детям интересно осознать и ощутить некоторые понятия, например ложь. Они могут совершенно осознанно лгать вам только для того, чтобы испытать это состояние. Не стоит здесь ругать, объясните, что говорить неправду — плохо, и вас расстраивает, когда ребенок так поступает.

Сейчас ваша задача меньше ругать, а больше объяснять все на простых примерах. Особенно хорошо дети запоминают, как ведут себя родители или любые другие взрослые.

Одна из возрастных особенностей — быстрая смена привязанностей, настроения.

Некая эмоциональная нестабильность заставляет вашего ребенка сейчас часто менять свои привязанности. Лучший друг может очень скоро стать не так уж и хорошим. Разочарование и обожание — две противоположности. Это не страшно, а лишь говорит о психическом развитии. Психические процессы усложняются, меняется восприятие вещей, слов, действий. Обиды в 4 года — очень распространенное явление.

«Я все умею сам»

Это любимая «фишка» детей в 3-4 года. Увидев один-два раза, ребенок думает, что может сам повторить любые действия:

завязывать шнурки;

застилать кроватку;

мыть и вытирать посуду;

обращаться с расческой, туалетными принадлежностями.

Многие взрослые проблемы начинают интересовать его, например выбор одежды. Очень часто дети отказываются одевать то, что мама приготовила для них, и выбирают сами. Получаются довольно эпатажные костюмы, но дети готовы выйти из дома только так.

Сейчас поощряйте все его действия, направленные на самостоятельность. Если ребенок желает есть сам? Отлично, дайте ему безопасную ложечку, будьте готовы, потом отмывать ковер от супа и каши. Решил выбирать сам, в чем идти в садик — обсудите, предлагайте варианты, но в конце согласитесь с его выбором.

Это время, когда ни в коем случае нельзя спугнуть эту самую «самостоятельность». Слушаться маму — отличное качество, но у маленького человека должно быть право на собственное мнение и выбор. Хочет вытирать с вами посуду — дайте ему пару чашек. Ему скоро надоест, так что не надейтесь на особую помощь, но  тут важно, что он сам захотел помочь вам. Благодарите и хвалите.

Как правильно вести себя с ребенком

Дети копируют поведение взрослых — это совершенно нормально. Сейчас следите за своими словами и действиями. Он еще не понимает, какие слова «хорошие», а какие «плохие». Так, ругая ребенка, вы можете дать ему «отличную» идею, как похвастаться перед своими друзьями новыми словами. Часто после этого родителей вызывают в детский садик с вопросами.

Вообще же это забавное время. Логическое мышление просыпается, но выводы, которые малыш делает, часто ошибочно-смешные. Это время для фраз, которые запоминаются родителями на всю жизнь.

Корней Чуковский написал книгу «От двух до пяти». Почитайте на досуге: там вы найдете примеры того, какие замечательные фразы и выводы делают дети этого возраста.

Иногда вам придется краснеть в транспорте от их вопросов и откровений, но любознательность — важная характеристика ребенка в этом возрасте. Так и должно быть. От кого еще он получит правильные ответы на важные вопросы?

Будьте терпеливы, ведь малыш не хочет ставить вас в неловкое положение своими вопросами – он лишь хочет найти ответы.

Здесь необходимо объяснить, что существуют темы, на которые мы не разговаривает на улице, в транспорте, в очереди. Все остальное — пожалуйста, спрашивай. Не стесняйтесь отвечать на вопросы.

Интерес к своему телу, различиям между мальчиком и девочкой — это совершенно нормально. Главное не делать из этого тайну, ведь любознательный мозг малыша сейчас будет искать ответы где угодно. Лучше получить их от вас, чем от малознакомых людей.

Похвала и запрет

Теперь любая инициатива ребенка заведомо положительная для вас. Поддерживайте, помогайте, показывайте. Как только он научится сам застегивать кофточку или одеваться, ребенку очень захочется получить от вас похвалу. Не переборщите с восхищением. Первые несколько раз бурно хвалите его, рассказывайте всем, какой он молодец, просите продемонстрировать.

Позже –  отмечайте заслуги, но предлагайте научиться еще чему-нибудь. В погоне за всеобщим одобрением малыш будет мотивирован делать что-то новое, учиться. Так, очень скоро он сможет сам собираться в садик, убирать игрушки, заправлять кроватку. Ваша задача показать, что вы довольны, восхищены его успехами.

Тем не менее, это будничные дела, поэтому в дальнейшем отмечайте просто, что его кроватка выглядит опрятно, а игрушки аккуратно сложены. Пусть эти дела станут для него будничными, повседневными.

Не менее важно сейчас устанавливать рамки и границы. Это делается с помощью запретов.

Возрастные изменения проходят быстро, вам нужно успеть научить ребенка, как правильно жить всем вместе. Нужно уважать чужие границы. Если вы уже перевели его в отдельную комнату, то всегда стучите, прежде чем войти. Тогда и ребенок научится стучаться, входя к вам.

Прежде чем взять какую-то его вещь при ребенке, спросите его разрешения. Это станет нормой и для него — спрашивать, прежде чем взять. Дети подражают родителям, так что их поведение будет определять поведение детей.

Правильно наказывайте ребенка

В 3-4 года с ребенком уже можно вести диалог. На простых примерах из сказок и историй вы объясняете ему, что такое добро и зло. Многие ситуация становятся понятнее, если их разъяснять в такой легкой сказочной форме. Сейчас серьезный разговор с ребенком — очень важная составляющая развития.

Если приходится наказывать ребенка за что-то, то обязательно объясните ему:

что произошло;

почему так нельзя делать;

какое наказание последует (тут нельзя пугать малыша – достаточно сказать, что ему придется постоять в углу или посидеть в комнате одному и без игрушек 15 минут);

если он повторит данное действие еще раз — вам придётся снова его наказать.

Не говорите фразу «я тебе говорила так не делать». Она не информативная. Да, придется несколько раз объяснять, почему именно так делать нельзя. Важно, чтобы он понял, что именно сделал не так сейчас.

Наказание не должно быть унижением для ребенка. Это время, когда он лишен чего-то, но зато может обдумать сделанное. Конечно, начинать такую практику нужно тогда, когда вы уверены, что он действительно понимает, почему и за что наказан. В ваших действиях не должно быть агрессии во время наказания.

Дети в этом возрасте хорошо запоминают такие ситуации – возможно, с помощью разговора и нормального отношения к происходящему вы сумеете свести количество наказаний к минимуму

Подготовила Ткачева Н.В.

источник:https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2020/01/27/vozrastnye-osobennosti-detey-3-4-let