голосование

оцените наш сайт
 

Муниципальная инновационная площадка по STEAM – образованию в ДОО

Отчет по инновационной деятельности

«STEAM-пространство в ДОО»

за 2017-2018 учебный год

На основании закона «Об образовании в РФ» (2012 год) дошкольное образование является первым уровнем общего образования и обучение в дошкольной образовательной организации осуществляется на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС).  В условиях введения ФГОС в МАДОУ №2 разработана основная образовательная программа дошкольного образования (ООП ДО). Программа прошла сертификацию в 2017 году.

Достигнуть планируемых результатов основной образовательной программы дошкольного образования поможет, на наш взгляд, организация STEAM пространства в дошкольной образовательной организации, под которым понимаются: 

  • Использование на занятиях заданий междисциплинарного, комплексного, интегративного содержания;
  • Использование разнообразных формы организации работы, стимулирующие поиск, исследование, творчество;
  • Организация развивающей среды, предусматривающую свободную смену деятельности.

Выбранные воспитателем формы обучения должны способствовать проявлению детской инициативы и любознательности, при этом развивая интеллектуальные способности и тягу к исследованию и познанию нового. Главная задача педагога не дать материал, а проиграть его вместе с детьми, чтобы новое знание стало их багажом, который они получили самостоятельно в процессе активной исследовательской и проектной деятельности,  чему в полной мере способствует STEAM пространство.

В сентябре 2017 г.  был проведен анализ работы по организации STEAM-пространства, где были выявлены следующие проблемы:

  • низкая мотивация педагогов на развитие у воспитанников мышления, исследовательской компетенции и навыков проектной деятельности;
  • педагоги слабо владеют новыми  технологиями обучения и воспитания детей в современных условиях;
  • низкие показатели по организации свободной деятельности воспитанников;
  • педагоги не в полной мере используют в своей работе интегрированные занятия.

Цель инновационной деятельности: Организация STEAM пространства в дошкольной образовательной организации для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми и миром.

Задачи:

  1. 1.                Организовать STEAM пространство в группе для самостоятельной творческой деятельности воспитанников, предусматривающую свободную смену деятельности;
  2. 2.                Применять в образовательном процессе разнообразные формы организации работы, стимулирующие поиск, исследование, творчество;
  3. 3.                Использовать в образовательном процессе задания междисциплинарного, комплексного, интегративного содержания;
  4. 4.                Привлекать всех участников образовательного процесса к созданию, расширению и развитию  STEAM пространства.

С августа  2017 по сентябрь 2017 была проведена предварительная работа:

  1. Формирование творческой группы, в состав  которой вошли следующие педагоги:

 

ФИО педагога

должность

1

Акилина Л.В.

Воспитатель

2

Юрлова Ю.С.

Воспитатель

3

Сметанникова В.В.

Воспитатель

4

Борзенкова Е.В.

Воспиатель

5

Колеватых  Л.А.

Педагог-организатор

6

Миронова М.Н.

Старший воспитатель

  1. Планирование деятельности в рамках инновационной деятельности (приложение)
  2. Разработка нормативных документов.

С сентября  2017 по май 2018  были организованы следующие мероприятия по организации STEAM-пространства в дошкольной образовательной организации:

  1. Педагоги приняли участие в проведение городского мероприятия, посвященного запуску проекта «Умный двор», который состоялся 01.09.2017.  Они являлись руководителями квантумов, где показали  следующие мастер-классы:
  • научные открытия в стране Наурандии, руководитель: Ланьшина С.Ю., воспитатель;
  • волшебство из фоамирана. Руководитель: Миронова Л.Ю., воспитатель;
  • пластилиновая фантазия в технике миллефиори. Руководитель Колеватых Л.А., педагог-организатор.
  1. На территории МАДОУ №2 создана STEAM-площадка «Умный двор – интерактивное образовательное пространство» на территории МАДОУ №2.  Торжественное открытие площадки состоялось  04.09.2017.

Педагогами, воспитанниками и  их родителями было изготовлено оборудование для исследования, экспериментирования и наблюдения за сезонными изменениями погоды: ветровики, вулкан извержения, скворечники, стол для песка и воды, водяная и ветрянная мельница, срез почвы, сосуд для измерения осадков, мостик, речка, солнечные часы, стенд для наблюдения за погодой и.п.

На STEAM – площадке были проведены по 10 исследовательских занятий в средних, старшей и подготовительной к школе групп, где воспитанники учились анализировать, обобщать, делать выводы через проектирование, исследование, экспериментирование и наблюдение.

09.10.2017 и 10.10.2010 воспитатель подготовительной к школе группы, Акилина Л.В., провела экскурсию на площадки «Умный двор» для учеников первых классов МБОУСОШ №1. Ученики под руководством классного руководителя смогли попробовать себя в роли исследователей, изучить состав почвы, познакомиться с механизмом водяной и ветряной мельницы.

3. Для воспитанников старшей и подготовительных к школе групп была организованна  экскурсия в МБОУ СОШ №1 на тему: «Интеграция образовательного пространства  школа-сад на территории умного двора – интерактивного образовательного пространства», где дети смогли поучаствовать в следующих мастер-классах (лабораториях), проведенных педагогами школы:

  • лаборатория химии;
  • лаборатория физики;
  • робототехника;
  • шоу мыльных пузырей.

Воспитанникам доступным способом  донесли научную информацию через организацию опытов и экспериментов.

4.На базе МАДОУ №2 были проведены следующие семинары-практикумы:

 

Дата

Тема семинара

Ответственные

1.

31.10.17

Семинар – практикум  ДОО: Построение развивающей предметно-пространственной среды в МАДОУ №2

Ткачева Н.В., Юрлова Ю.С.,

Забарова Л.М., Сметанникова В.В.,

Миронова Л.Ю., воспитатели;

Беляева А.А.,

педагог-психолог

2.

30.10.17

Городской практико-ориентированный семинар: «Апробация форм, приемов проведения, учебных занятий в STEAM-тенологии»

Юрлова Ю.С.

Сметанникова В.В., воспитатели

3.

07.12.17

Семинар-практикум ДОО: «Технологическая культура педагога в рамках STEAM-образования»

Иванова О.Г., заведующий

4.

25.01.18

Семинар-практикум  ДОО «Технология проблемного обучения в детском саду»

Иванова О.Г.,

Миронова М.Н.

5.

14.02.18

Городской практико-ориентированный семинар «Организация STEAM пространства в ДОО как условие реализации ФГОС»

Иванова О.Г.

6.

16.04.18

Областной семинар: «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, безопасного поведения на дорогах»

Акилина Л.В.

 

5.  В октябре 2017 пополнена материально-техническая база ДОО в соответствии с ФГОС. Приобретены развивающие игры, спортивное оборудование, спортивный детский транспорт (самокаты, велосипеды).

6.  В рамках STEAM-образования были разработаны и проведены два марафона

  • Марафон «Солнце профессий».  Цель: создание условий для расширения представления детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действий. В марафоне приняли участие дети и родители старшей группы. Данный марафон состоял из 3 дистанций:
  1. дистанция «профессии будущего», где участники марафона составляли ментальные карты профессии семьи, изготавливали костюмы профессий будущего, создавали модернизированную модель стола.
  2. квест-игра «кем быть?», которая состояла из 4 станций. В игре дети рассуждали на тему «Что будет если все люди перестанут работать», угадывали профессию по оборудованию, выполняли физические упражнения, дорисовывали геометрическую фигуру до образа.
  3. дистанция «мир профессий». Участники марафона изготавливали поделку из оборудования профессий родителей, изображали поэтапный режим работы родителей в виде аппликации, изготавливали фотокаллаж профессий родного края.
  • Марафон «ПДДей-ка». Цель: формирование безопасного поведения детей дошкольного возраста вблизи проезжей части. Участниками марафона стали дети и родители средней группы. Марафон включал в себя 3 дистанции:
  1. дистанция «колесо историй». На данной дистанции участники марафона создавали книги, в которых описывали историю  возникновения транспорта;  изготавливали модель машин, проверяли их на прочность и скорость передвижения, устраивая гонки победителей.
  2. дистанция «азбука безопасности». Воспитанники под руководством воспитателя  составляли ментальную карту по теме «безопасность». Родители совместно с детьми рисовали безопасный маршрут от дома до детского сада. Участниками марафона были изготовлены макеты домов и организации микрорайона.
  3. дистанция «Запрещается! Разрешается!».  Воспитатель провел с детьми мастер-класс по изготовлению дорожных знаков, в следствии чего был оформлен коллаж дорожных знаков.
  4. дистанция «доброта и дорога». Воспитанники под руководством воспитателя изготовили светоотражатели, которые подарили прохожим на улице.

7.  На протяжении учебного 2017-2018г. воспитатели проводили ООД с использованием STEAM-технологий. Открытые занятия показали:

Тема ООД

Воспитатели

1

Пересказ  русской народной сказки «Гуси-лебеди»

Сметанникова В.В.

2.

Свойства воды

Юрлова Ю.С.

3

Северный полюс

Акилина Л.В.

4

Зимние виды спорта

Борзенкова Е.В.

5

Знаток математики

Борзенкова Е.В.

6

Профессия «Повар»

Сметанникова В.В.

7

Посуда

Сметанникова В.В.

8

«Свет и тень»

Ланьшина С.Ю.

9

Всезнайка ПДД

Акилина Л.В.

 

  1.        В МАДОУ №2 были проведены конкурсы среди воспитателей ДОО,  с целью организации предметно-пространственной среды для самостоятельной деятельности детей.

1. Конкурс «Лаборатории на веранде». Воспитатели изготовили лаборатория для изучения сезонных изменений, экспериментирования и исследования: солнечные часы, стол для воды и песка, оборудования для экспериментирования с мыльными пузырями, ветровки, кормушки и т.п. 

  1.           2.  Конкурс бизибордов. Воспитатели групп изготовили бизиборды, учитывая возрастные особенности детей.  Бизиборды отличались материалами, тематикой, оформлением. Бизиборды направлены на изучение сезонный изменений и одежды,  формирование математических представлений, развитие мелкой моторики рук, изучение цветов, тактильного восприятия и.т.п.

Таким образом, поставленные задачи на учебный 2017-2018 учебный год выполнены: организовано STEAM-пространство в группе для самостоятельной творческой деятельности воспитанников, предусматривающую свободную смену деятельности; педагогами в  образовательном процессе применяются разнообразные формы организации работы, стимулирующие поиск, исследование, творчество;привлечены все участники образовательного процесса к созданию, расширению и развитию  STEAM пространства (воспитатели, воспитанники и родители).


Приложение

Задачи

Содержание деятельности

Сроки проведения

Категория участников

Организовать STEAM пространство в группе для самостоятельной творческой деятельности воспитанников, предусматривающую свободную смену деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выстраивание STEAM – среды в соответствии с требованиями ФГОС и Шкалами независимой оценки качества

(Приложение 2)

Октябрь 2017 –

май 2020

Педагогические работники

Стимулирование интереса и мотивации к самообразованию педагогов в изучении STEAM пространства

2017

Заведующий, старший воспитатель

Изготовление многофункциональных модулей для организации игровой деятельности детей

Воспитатели, родители

Пополнение материально-технической базы ДОО в соответствии с ФГОС

Сентябрь – декабрь 2017

Заведующий, родители

Организация зонирования пространства в группе  

Сентябрь-октябрь 2017

Воспитатели, родители

Организация интерактивного образовательного пространства «Умный двор»

Заведующий, социальные партнеры, родители, педагоги

Организация коворкинг пространства в группе

Октябрь 2017 –

май 2020

Использование дидактического

материала для познавательно-

исследовательской деятельности как

средство поддержки детской

инициативы

Октябрь 2017 –

май 2020

педагоги

Оборудование пространства для самостоятельной игровой деятельности детей

2017

Воспитатели, родители

Оборудование «Лаборатории на веранде» (Приложение 7)

Сентябрь-октябрь 2017

Применять в образовательном процессе разнообразные формы организации работы, стимулирующие поиск, исследование, творчество.

 

 

 

Использовать в образовательном процессе задания междисциплинарного, комплексного, интегративного содержания;

Проведение занятий с детьми старшего дошкольного возраста с использованием STEAM технологий (Приложение 1, 2)

Октябрь 2017 –

май 2020

воспитатели

Проведение марафонов предприимчивости:

«Солнце будущих профессий» (Приложение 3)

«Моя семья» (Приложение 4)

«PROЗДОРОВЬЕ»

 

 

2017

 

2018

2019

Заведующий, педагоги, родители, социальные партнеры

Организация работы цифровой лаборатории «Наураша» (Приложение 5)

Октябрь 2017 –

май 2020

воспитатели

Проведение исследовательских занятий на  территории интерактивного образовательного пространства «Умный двор»

Использование проектной и проблемной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Выстраивание индивидуального образовательного маршрута для каждого воспитанника с учетом зоны актуального развития (Приложение 6)

педагоги

Привлекать всех участников образовательного процесса к созданию, расширению и развитию  STEAM пространства.

 

Организация преемственности школа-сад 

Старший воспитатель, воспитатели

Проведение марафонов предприимчивости

Заведующий, педагоги, родители, социальные партнеры

 

Организация разнообразных мероприятий с привлечением всех субъектов образовательного процесса:

  • соревнования,
  • походы,
  • вечера встреч,
  • родительский клуб и т.д.


Free Joomla Extensions" target="_blank">
Free Joomla Extensions

Отчет по инновационной деятельности в рамках федеральной инновационной площадки

«STEAM-тема как способ организации исследовательской

и проектной  деятельности в образовательных организациях»

за 2019-2020 уч. год

В федеральном государственным образовательном  стандарте  (ФГОС) дошкольного образования большое внимание уделяется  проектной,  исследовательской деятельности; детской инициативе;  преемственности деятельности детского сада и школы.

         На основании Положения о порядке признания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных действующих в сфере образования организаций, а также их объединений Ленинск-Кузнецкого городского округа, муниципальными инновационными площадками в соответствии с решением Совета управления образования от 17.10.18 приказ №713 МАДОУ №2 признан федеральной инновационной площадкой по теме«STEAM-тема как способ организации исследовательской и проектной  деятельности в образовательных организациях».

Цель: организация единого образовательного пространства для более эффективного развития интеллектуальных способностей (способности к осуществлению процесса познания и эффективному решению проблем) детей в процессе познавательной деятельности и вовлечение их в научно-техническое творчество.

Был утвержден приказ о составе  творческой группы МАДОУ №2»  по инновационной деятельности (приказ от 10.09.2019г.) Руководителем творческой группы назначена Ланьшина С.Ю. Состав творческой группы: Горева Е.Г.,Анцупова Е.В, Вагаева Е.В.,Ткачева Н.В., Забарова Л.М.

Проведено заседание творческой группы в составе учителей начальных классов школы №1, старшего воспитателя МАДОУ№2 Фадеевой Ю.Л., МАДОУ №49, МАДОУ №39, воспитателей старшей группы «Дюймочка», подготовительных групп «Аленький цветочек», «Буратино». На заседании был разработан план совместной деятельности в рамках STEAM образования. Деятельность выстроена по следующим направлениям:

1.Вращающиеся механизмы

2. Вращение в космосе.

В декабре в школе №1 был проведен «Батл механических роботов», где ученики и 7 воспитанников детского сада №2 представили роботов с элементами вращения, описали последовательность изготовления и их целесообразность.

  С целью демонстрации вращающихся елочных игрушек была проведена  ярмарка «Магия новогодней сказки». Это дало прекрасную возможность посетителям получить заряд хорошего настроения, почерпнуть новые идеи для семейных праздников

Обобщением всего изученного материала явились занятия:

1.занятие – сказка в подготовительной группе «Аленький цветочек» «Часы для Деда Мороза», где дети уточнили  представления о механизме движений зубчатых передач, о «ведущем» и «ведомом» колесе, взаимосвязи между параметрами зубчатого колеса (диаметром и количеством зубьев) и скоростью вращения.

2. занятие - квест в подготовительной группе «Буратино» «Часы для Деда Мороза», где дети  познакомились с разными видами часов, их конструкцией, самостоятельно собрали механизм часов. Дети выполняли задания в игровой форме, где решение одного задания служило подсказкой к следующему.

Формы организации в повседневной жизни, режимных моментах  по формированию естественно-научных представлений по теме:

 

1. Дидактические игры

- «На что похоже? На что похожа эта деталь?» Цель: Знакомство с шестеренкой, коронным зубчатым колесом.

Акцентировалось внимание на том, что зубчики у шестеренки направленны вверх, поэтому она по своему внешнему виду напоминает корону. А затем придумывали разные ассоциации, находили в окружающем пространстве предметы, похожие на шестеренку и зарисовывали их. В игру играли 6 человек – «Дюймовочка», 10 человек – «Аленький цветочек», «Буратино»

«Что лишнее?» - дети с удовольствием демонстрировали умение классифицировать предметы-шестеренки по определенному признаку и убирать ту, которая под этот признак не подходит

 «Продолжи ряд» - чередование шестеренок по определенным параметрам позволило детям проявить усилие воли, сосредоточенность.

«Угадай на ощупь» - самое любимое занятие, так как дети любят сюрпризы, это мотивирует их, а возможность  путем ощупывания  и согласованности движений правой и левой рук угадать предмет вызывают радость.

2. Исследовательская деятельность:

-«Как работают силы?» с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандия». В этой исследовательской деятельности приняли участие все дети групп «Дюймовочка», «Аленький цветочек», «Буратино», они познакомились с понятием сила как физическая величина, связью между движением и силой.

- Магия вращений -  Волшебное колесо в стиральной машине и миксере В это деятельности приняли участие 7 человек -«Дюймовочка», 12 человек – «Аленький цветочек», «Буратино». Было дано задание на дом - рассмотреть данные предметы дома: строение и принцип работы. На следующий день каждый рассказал о значении шестеренки в предметах.

3.Проблемная ситуация

-«Почему остановились механические часы?», «Почему не бьют часы на старой башне? Использовались разные механические часы для закрепления представлений о деталях часового механизма, о зубчатой передаче движения, развития умения устанавливать причинно-следственные связи через движение шестерен большого и малого размера.

- Мозговой штурм «Зубчатая передача. Как можно использовать передачу движения? Куда будет двигаться, укрепленная на последнем зубчатом колесе стрелка, когда повернем первое колесо?» Практическим путем дети  знакомились с передачей вращательного движения, зубчатой передачей движения, с изменением силы и скорости.

4.Строительно-конструктивные игры

-Конструирование «Разновидность рычага - тачка» Цель: Обучение на практике применять простые механизмы, создание предмета по представлению.

-Моделирование зубчатых колес-шестеренок. Данной деятельностью  развивали конструктивные навыки через изготовление шестеренок с разным количеством зубьев и с одинаковым. Шестеренки изготавливали и детском саду, и дом с родителями из разных материалов.

- Конструирование по замыслу, с опорой на технологическую карту, карту-схему модели.

- Конструирование роботов и техники с элементами вращения.

 

5.Ситуация общения

-Рассуждалки «Где живет колесо?» Участвовали дети всей группы, где рассуждая о первом передвижном изобретении, они сравнивали, сопоставляли данные, приводили различные доводы в пользу своего мнения, использовали ассоциации.

- Задачки «Выбери правильный велосипед», «Ехали медведи на велосипеде, а за ними кот задом наперед». Через знакомство с кривошипным механизмом, который преобразует возвратно-поступательное движение во вращательное изучили устройство велосипеда и принцип его  работы, правила езды на велосипеде. Знание устройства велосипеда поможет самостоятельно справиться с несложной поломкой, даже модернизировать «железного коня».

- Диалог Какой механизм помогает людям не выпасть из резко затормозившего автомобиля?» Дети брали на себя роль инспектора ГИБДД, водителя, пассажира и отвечали друг другу на вопросы по теме.

 «С помощью какого вращающегося механизма поднять машину? В группах создали ситуацию – замена колеса во время сюжетно-ролевой игры «Поездка в лес», выслушали все предположения, практическим путем проверили.

- Занятие-сомнение  «Зачем нам нужны вращающиеся механизмы?» Как часть занятия по изучению бытовых приборов, персонажу Незнайке дети объяснили важность вращающихся механизмов.

-Задачки «Сколько нужно поворотов маленькой шестерни, чтобы большая совершила полный оборот?»

-Занятия-взаимообучения. С целью обобщения знаний о механизмах, типах и передаче движения на занятии по конструированию, детей объединили в подгруппы, выбрали консультанта (в каждой группе 2 ребенка, которые могут планировать свою деятельность, самостоятельно конструировать по заданию). Сначала обсуждали задание, замыслы, новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, рассматривали технологические карты,затем  конструировали. Каждая группа представила свой вращающийся предмет.

6.Культурно-досуговая деятельность

Презентация «Первые механизмы в жизни человека»

7. Коллаж «Какие предметы вращаются у нас дома?»

В рамках раскрытия темы «Вращения в космосе» были проведены следующие мероприятия:

  1. -Просмотр презентации «Мир, в котором живут звезды»

-Просмотр  познавательных мультфильмов: Занимательные уроки Саакаянца "Астрономия для самых маленьких». Ребята познакомились с помощью мультипликационных героев со строением солнечной системы.

2. Чтение художественной литературы «Петушок и солнышко», «Как солнышко заболело»

Игра –драматизация «Как солнце с луной друг к другу в гости ходили».

3.Ситуация общения

- Занятие-путешествие «Солнце и вращающаяся солнечная семья» Рассматривая модели солнечной системы, дети познакомились с солнцем, как звездой и его влиянием на планеты.

-Занятие-сомнение «Любимая подружка Земли или Почему луна-вращающийся спутник не падает на землю» Ребята определили опытным путём особенности рельефа лунной поверхности, а также  условия окружающей среды естественного спутника Земли.

-Познавательный рассказ «Тайна Красной планеты», где детям получили сведения, факты в краткой форме о  Марсе, его отличительных особенностях.

4. Экспериментальная деятельность

 -Экспериментальная деятельность с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» «Далеко-близко», «Кто придумал лето?», «День и ночь». Используя модуль «Свет», опыт «Сила света» дети измерили силу света, и его изменение от источника света. Представление о том, что солнце является источником тепла и зависимость от расстояния до источника тепла дети получили с помощью датчика модуля «Температура».

-Моделирование ситуаций «Что удерживает планеты и спутники на орбите». Познакомились с земным притяжением с помощью магнита и скрепок. Детям было интересно раскручивать ведерко с мячиком, отмечая, что мячик не вывалился из ведерка при кручении.

5. Проблемная ситуация

- «Вращающаяся Земля». Моделирование размера солнца и земли (тыква и горошина).Рассмотрели глобус.  Вокруг настольной лампы  медленно крутили глобус, отмечали, где светло – день, где темно – ночь.

6. - Макет солнечной системы или карта неба

- Коллаж «Космический просторы»

7- Дидактические игры:

«Ориентируемся по звездам», «Скажи наоборот», «Космические камни», «Восстанови порядок в солнечной системе», «Что ближе, что дальше?» «Звездный путь», «Разложи планеты на орбитах». Дети шнурами выкладывали орбиты планет вокруг солнца на столе и затем размещают планеты с цифрами по своим «дорожкам», орбитам. При конструировании  накладывали детали на образец и выполняли модели по образцу. У каждого ребенка  макет неба и  макет солнца. Ребенок вставлял макет солнца в прорезь и передвигал  его по дуге, находя восход, продвигал к небосклону, а затем к линии горизонта, внимательно слушая инструкции педагога.

Фестиваль «Космическая мода» В мае был устроен показ моды, и не просто моды, а Космической. Все костюмы – это планеты Солнечной системы дети совместно с родителями приготовили. Каждый участник конкурса защищал свой костюм – планету Солнечной системы, рассказывая об отличительных  особенностях планет. Ребята получили сертификаты участников фестиваля. По окончании был исполнен флешмоб.

Результаты 1.Выстроено взаимодействие ДОО и школы

2. Созданы условия для творческой самореализации педагогов, родителей, детей и повышению активного сотрудничества родителей и детей в проектной деятельности.

3.      Повысился уровень интеллектуальных способностей (способности к осуществлению процесса познания и эффективному решению проблем) детей в процессе познавательной деятельности и вовлечение их в научно-техническое творчество.

4.      Применены  разнообразные формы организации работы, стимулирующие поиск, исследование, творчество, задания междисциплинарного, комплексного, интегративного содержания, что в свою очередь способствовало:

- увеличению мотивации детей на поисково-познавательную и исследовательскую деятельность;


Free Joomla Extensions" target="_blank">
Free Joomla Extensions